Меню Закрыть

Стратегии атомных городов

Перспективы развития ЗАТО атомной отрасли связаны с привлечением инвесторов на территории городов, созданием новых предприятий, производств, развития инфраструктуры и, как следствие, реализацией социальных проектов по улучшению жизнеобеспечения населения территории.

В сентябре 2019 года Уральский электрохимический комбинат (УЭХК, ГК «Росатом») представил региональным СМИ первые результаты запуска новых проектов на Новоуральской промышленной площадке.

Новое производство

Дочернее предприятие УЭХК ООО «Эко­альянс» первым в России начало выпуск инновационных каталитических систем нейтрализации отработавших газов для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Объем производства — около 4 тыс. катализаторов в сутки. Продукция уже поставляется на АвтоВАЗ, УАЗ, GM-АвтоВАЗ, предприятия Группы «ГАЗ» и КамАЗ. По итогам 2018 года «Экоальянс» получил более 4 млрд рублей выручки.

Вторая инновация — системы накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах — создана при поддержке УЭХК предприятием Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» НПО «Центро­тех». Такие аккумуляторы позволяют электро­транспорту функционировать до 8 часов на автономном ходу и могут использоваться как на внутризаводском, так и на городском транспорте. Мощности производства на Новоуральской площадке — около сотни аккумуляторов в год. УЭХК первым перевел на новый вид накопителя весь напольный элект­ротранспорт (погрузчики, электрокары). Экономический эффект от перевода 30 единиц техники оценивается в 6,3 млн рублей в год.

Еще одна новинка в области нанотехнологий—это двухлазерный двухпорошковый 3D-принтер, разработанный в сотрудничестве с НПО «Центротех», НПО «ЦНИИТМаш» и еще нескольких научных институтов Росатома УЭХК. Разработчики добились увеличения производительности принтера в сравнении с однолазерным на 60%. Уже началось изготовление двух первых серийных 3D-принтеров. Ведется подготовка к запуску производства собственных порошков для 3D-печати.

Летом этого года компания «Электрохимприбор», другой актив Росатома, анонсировала проект разработки геонавигационной системы для нефтегазодобычи, направленной на повышение коэффициента извлечения углеводородного сырья и снижение затрат на строительство и эксплуатацию скважин. Современные методы строительства горизонтальных скважин основаны на использовании комплексной аппаратуры исследований скважин в процессе бурения. В России оборудование для наклонно-направленного бурения не производится. Уральское предприятие может таким образом снизить зависимость нефтегазовой отрасли зарубежных технологий в части разработки месторождений.

Новые проекты

Появление такого рода проектов — результат трансформации стратегий предприятий атомной отрасли. Чтобы конкурировать на мировом рынке, необходимы новые технологии, что неизбежно ведет к сокращению персонала. Несколько лет назад Росатом инициировал рассмотрение вопроса о возможных стратегиях развития закрытых территориальных образований (на Урале пять ЗАТО: Лесной, Новоуральск, Озерск, Снежинск, Трехгорный). 

Бюджетная обеспеченность в ЗАТО всегда была выше среднероссийской. Но этот разрыв начал постепенно сокращаться в связи со снижением объема трансфертов со стороны федерального бюджета. Начался отток молодежи, качеств трудовых ресурсов снизился.

Прежнее преимущество закрытой территории стал тормозом. Закрытый режим ограничивает возможности привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест за счет развития малого и среднего бизнеса. Изменились приоритеты основных предприятий. Более высокий уровень социальной нагрузки в ЗАТО всегда считался нормой. Но экономика вынуждает сопоставлять такие затраты с затратами конкурентов.

Однако однозначных путей решения этого вопроса на обсуждении не нашлось. Простой выход — создание и развитие новых проектов, использующих интеллектуальный и промышленный потенциал атомных предприятий. За основу решения этого вопроса взяты договоренности с региональной властью. В большинстве регионов присутствия Росатома действует соглашение, по которому часть средств из дополнительных налоговых поступлений от реализации инвестпроектов и программ предприятий направляется в бюджеты городов на их развитие и реализацию социальных проектов.

На законодательном уровне это выглядит в виде создания Территорий опережающего развития (ТОСЭР). Резиденты ТОСЭР получают готовую для строительства производственных объектов инфраструктуру, подключение к коммуникациям и налоговые льготы. Кроме того, управляющая компания ТОСЭР берет на себя функционал обеспечения упрощенного получения государственных услуг в режиме «одного окна».

На Урале статус ТОСЭР получили закрытые города: Озерск, Снежинк, Новоуральск. Инвестиционный проект первого резидента ТОСЭР «Новоуральск», Уральского завода капитального ремонта, предполагает создание современного предприятия по ремонту станков и промышленного оборудования. Общий объем инвестиций — 24,3 млн рублей.

В ТОСЭР «Снежинск» пришла компания «СТК Развитие» для организации там выпуска автоматизированной продукции для газовой и нефтяной промышленности. Объем инвестиций 50 млн рублей. Еще один резидент этой площадки, «МеталлоКорд Снежинск», организует первое в России производство свивочных канатных машин (для изготовления металлотроса, бортовой проволоки и металлокорда для шин грузовых и легковых автомобилей). Объем инвестиций в проект составит 527 млн рублей.

Первыми резидентами в рамках статуса ТОСЭР «Озерск» стали ООО «Озерская трубная компания СТИ» и ООО «ЦветМетСервис». «Озерская трубная компания СТИ» будет реализовывать проект полимерных труб и термоусаживаемых изделий. Общий объем инвестиций составил 23 млн руб. Проект ЦветМетСервис по производству цветных металлов и сплавов с общим объемом инвестиций 84 млн руб. позволит создать 57 новых рабочих мест для жителей города. Он предполагает создание современного, экологически безопасного производственного комплекса по переработке вторичного свинца, с получением марочного свинца и свинцовых сплавов.

Александр Пузанов

Моральный износ

Привлекательность закрытых городов в перспективе будет ограничивать стареющая инфраструктура, считает генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов

— Функционирование закрытых городов помимо общего законодательства о местном самоуправлении, градостроительного и бюджетного кодексов регулируется специальным законом о ЗАТО. Это накладывает определенные ограничения.

Раньше эти ограничения воспринимались лишь как некоторое не­удобство для жителей, сейчас же это существенный барьер в развитии экономики. Например, в реализации стратегий привлечения инвесторов появляются проблемы с предоставлением земельных участков. При этом в таких городах накоплен серьезный и нужный экономике страны интеллектуальный и инновационный потенциал, но из-за закрытого режима этот потенциал сложно трансформировать в драйвер экономического роста.

Конечно, периодически возникают дискуссии о возможности снятия определенных ограничений, но, во-первых, это не всегда возможно: есть города, где расположены атомные производства, есть территории с активами ядерно-оружейного комплекса, который функционирует в совершенно другом режиме. А во-вторых, это весьма непростая институциональная задача. При обсуждении этой проблемы сходятся интересы разных групп. Жители городов привыкли к своей инфраструктуре, которая обеспечивает безопасность, они не хотят отказываться от этой функции, мэры городов боятся потерять свой особый статус. Да, есть группа, которая заинтересована в этом, чтобы на территории приходили частные инвесторы и стали драйверами экономического развития. Но, видимо, ее позиция недостаточно консолидирована, поэтому эта дискуссия пока не имеет разрешения.

Базовые предприятия все больше будут применять стратегии, связанные с повышением производительности труда, а это приведет к сокращению потребности в рабочей силе. Поскольку возможности применения этой рабочей силы ограничены, города будут терять население. Особенно серьезным будет отток молодежи.

Сегодня проблема наукоградов в том, что далеко не все последующее поколение хочет быть научными работниками, а других возможностей применения знаний в таких городах нет. Конечно, если у местных бюджетов и у предприятий достаточно ресурсов, они реализуют довольно грамотные программы молодежной поддержки, и кого-то, возможно, удастся удержать, но значительная часть молодежи все равно выбирает другой путь карьеры, причем многие уезжают даже не в соседний мегаполис или Москву. Поскольку качество среднего образования в таких городах очень высокое, молодежь часто выбирает западные вузы.

На мой взгляд, будущее таких городов в перспективе будет ограничивать стареющая инфраструктура. Многие ЗАТО очень хорошо спроектированы и там, конечно, можно еще долго поддерживать высокий уровень жизни, но территория с годами будет стареть морально, жителям будут нужны новые городские пространства, новые дома и архитектурные решения. Поддерживать эту инфраструктуру физически не сложно: можно провести капитальный ремонт, реконструкцию спортзала и даже новый ледовый дворец построить. Но чтобы город воспринимался как целое пространство, а не отдельный цех завода, нужно выбирать программы долгосрочного стратегического развития.

Андрей Полосин

Технологии для жизни

Повышение качества среды в городах — одна из приоритетных задач в стратегической повестке Росатома

О реализации стратегий развития экономики и социальной сферы атомных городов мы говорим с директором департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андреем Полосиным.

— Андрей Владимирович, несколько лет назад Росатом инициировал большой общественный диалог о возможных сценариях развития городов со статусом ЗАТО. Какие инструменты в итоге выбраны?

— Более 50% сотрудников отрасли живут в городах, которые мы рассматриваем не как территории присутствия, а как место, где мы живем и развиваемся. Это в первую очередь связано с историей. ЗАТО, большая часть пристанционных городов рождались вместе с отраслью, и она не может не чувствовать неотделимости этих территорий от предприятий.

На данном этапе отраслевое развитие требует выполнения задач по росту выпуска гражданской продукции. Конкуренция на мировых рынках заставляет нас создавать принципиально новые производственные мощности — высокотехнологичные и инвестиционно емкие. Важно, чтобы у людей была возможность работать на таких предприятиях. Для этого Росатом совместно с субъектами РФ и муниципальными образованиями начал работу по созданию территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в городах атомной промышленности.

Первым статус ТОСЭР в 2017 году получил Саров, в феврале 2018 года — Железногорск, Озерск, Снежинск, в июле того же года — Заречный Пензенской области. В начале февраля 2019 года статус ТОСЭР получили еще три ЗАТО: Лесной, Новоуральск и Северск.

Сейчас идет активная работа по привлечению резидентов. В общей сложности статус резидентов получили 12 компаний. Каждый день нам поступает огромное количество заявок. В УрФО самый высокий уровень активности инвесторов наблюдается на двух территориях — в Озерске и Новоуральске. На рассмотрении ТОСЭР в Новоуральске в данный момент находится 19 заявок. Это небанальный процесс. Как показывает практика, со времени принятия решения о предоставлении компании статуса резидента до запуска производства проходит не менее двух лет. Тем более что мы заинтересованы в появлении высокотехнологичных и правильно структурированных проектов. Количество резидентов важно, но это не основное в этой работе. Наша задача сделать ТОСЭР эффективным инструментом, обеспечивающим реализацию инвестиционных проектов, появление новых рабочих мест для жителей городов, развитие новых бизнесов.

— Сейчас в регионах нет недостатка в готовых площадках, построено немало индустриальных парков. В чем конкурентное преимущество ТОСЭР в атомных городах?

— В наших городах — уже сложившаяся инфраструктура, нам в большинстве случаев нет необходимости искать финансирование на ее создание. И что особенно важно, мы можем предложить инвесторам квалифицированные кадры, которые будут на этих мощностях работать.

— Качество человеческого капитала в атомных ЗАТО действительно всегда было высоким. Каким образом можно его поддерживать и развивать?

— Люди, имеющие отношение к атомной отрасли, в любом вопросе мыслят категориями в рамках 50, а то и 100 лет. И в вопросе человеческого капитала мы применяем такой же подход. Прежде всего необходима поддержка высокой планки школьного образования. За годы развития отечественной атомной отрасли в городах присутствия Росатома сложились уникальные муниципальные системы общего образования. Наша задача — не только обеспечить поддержку высокого уровня «показателей ЕГЭ», но и сохранить эту уникальную систему.

С 2011 года по инициативе Росатома на территориях, где расположены предприятия атомной отрасли, реализуется проект «Школа Росатома», предполагающий внедрение самых передовых образовательных технологий в школах городов. Сейчас в нем участвует 21 город, более 240 школ, в которых обучается свыше 130 тысяч учеников.

В рамках проекта поддерживается целый спектр интересов детей: инженерно-техническое творчество, естественно-научное образование, физико-математическое направление, проектная деятельность, журналистика, художественное творчество и искусство, разнообразная развивающая деятельность для дошкольников. Кстати, 82% детей уже сейчас заняты в системе дополнительного образования. Внимание направлено на подготовку и переподготовку педагогов школ, почти все преподаватели прошли курсы повышения квалификации и стажировки в России и за рубежом. В рамках проекта запустили программу и по созданию «атомклассов», это современное средовое решение для организации учебной и воспитательной работы с детьми. Сейчас «атомклассы» открыты в 26 городах 19 субъектов РФ. Кроме того, в рамках проекта «Школа Росатома» были апробированы образовательные технологии метапредметного образования. Метапредметная олимпиада «Школы Росатома» проходит уже в седьмой раз. За годы существования она завоевала популярность среди школьников, их родителей и педагогов, прошла не только во всех городах-участниках проекта, но и в Калининграде, Владивостоке (ВДЦ «Океан»), Крыму (ВДЦ «Артек») и даже на Северном полюсе. В прошедшем учебном году Метапредметная олимпиада получила помимо общественного признания еще и официальный статус, включена министерством просвещения России в федеральный перечень творческих и интеллектуальных конкурсов на 2018 — 2019 учебный год.

— Есть видимый результат проекта?

— Средний балл сдачи ЕГЭ в школах, присоединившихся к проекту, на два пункта выше средних значений по России.

— Но эта молодежь потом уезжает из городов, в которых нет университетов…

— Во-первых, во многих городах есть филиалы МИФИ, и они являются точкой притяжения для жителей соседних территорий. А во-вторых, молодежи свойственна мобильность, выпускники школ из Екатеринбурга уезжают в Москву, из Москвы в Лондон.

Наш образовательный проект выполняет еще одну функцию. Это один из элементов повышения привлекательности территории для высококвалифицированных специалистов. Если при прочих равных у человека есть предложения работы в городе, где его дети получат высокое качество образования, он сделает выбор в пользу наших предприятий.

— В атомных городах всегда был высокий уровень социального обслуживания. Какие сферы требуют внимания и инвестиций сейчас?

— Мы считаем, что особое внимание необходимо обращать на поликлиническую помощь в медицинских учреждениях.

Для этого корпорация «Росатом» совместно с ФМБА России реализует федеральный проект «Бережливая поликлиника» в городах Росатома. Цель — повысить эффективность работы медсанчастей ФМБА. В рамках «Бережливой поликлиники» предполагается модернизировать целый ряд процессов, от которых зависит качество услуг — работа регистратуры, логистика профилактических осмотров, диспансеризация и других.

Отмечу, проект направлен на решение тех или иных проблем в каждом конкретном случае при имеющихся обстоятельствах. Однако мы отдаем себе отчет в том, что без изменения нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность работы медсанчастей ФМБА России по обслуживанию населения, кардинально решить проблему невозможно.

— Какие форматы и модели развития городов можно задействовать в дальнейшем?

— Повышение качества жизни в городах является одной из приоритетных задач в стратегической повестке Росатома. Мы видим большой эффект от включения атомных городов в национальные проекты «Культура», «Образование», «Экология», «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Сейчас мы на разных дискуссионных площадках обсуждаем участие в проекте «Жилье и городская среда», а также в программе формирования комфортной городской среды и ведомственного проекта Минстроя России «Умный город». Мы убеждены — для развития территорий необходимо объединение всех ресурсов, в том числе и компетентных управленческих команд, которые, несомненно, есть в атомных городах.

По материалам:
Автор: Перечнева Ирина
Источник: http://www.acexpert.ru